Существует мнение, что обладатели золотых медалей и красных дипломов, несмотря на свое усердие, редко могут похвастаться известностью и богатствами, а уж гениями и подавно редко становятся. Такие люди существуют по четким правилам из учебников, а гении чаще идут против правил в поисках чего-то нового и интересного. Это причина, по которой большинство известных ученых и первооткрывателей не имели в аттестатах большого количества отличных отметок, а склонности или страсти к определенной сфере деятельности у них возникали достаточно спонтанно, независимо от окружающих их людей или от принципов воспитания.

Отличным примером в данном случае является Луи Рено – гений, проживший тяжелую жизнь с трагической концовкой. Начал свой путь этот удивительный человек обычным сорванцом, о котором нельзя было даже подумать о том, что он что-то значит для мировой истории. Но за свою жизнь он добился звания “спасителя нации”, которого боготворила страна, и затем, как ни странно, был совершенно незаслуженно забыт гражданами государства.

Луи Рено – яркий пример того, насколько может быть обманчивой судьба. Это история о том, как простой ленивый подросток способен менять историю, и добиться невероятного успеха, резко изменив тенденции в промышленной сфере своей страны.

Этому человеку выпало судьбой родиться в Париже в 1877 году, в достаточно спокойные и благостные времена для всей страны. Буржуазная семья Рено была достаточно типичной и спокойной, и не нуждалась никогда в деньгах, поскольку отец имел в собственности торговый центр и фабрику галантерейных изделий, а мама имела корни благородного рода Франции. В итоге Луи вырос достаточно избалованным и непослушным мальчиком, которого всегда окружали заботливые родители и старшие сестры и братья. Плохие оценки парня тогда не волновали совершенно, поскольку он в семье был любимцем, и никогда никто не требовал от него особого усердия в учебе.

Все, что интересовало этого ребенка – это техника, и отец поддерживал интересы мальчика в этом. В результате у парня был в распоряжении даже целый сарай с инструментами, где Луи имел возможность круглосуточно изучать работу двигателя, и различные возможности технологий. Впрочем, для конца 19 века подобное увлечение техникой и электричеством было нормальным, поскольку в этот период ученые сообщали постоянно о различных открытиях или новых удивительных изобретениях, и это было захватывающе.

Молодой Луи Рено

Но роль обычного наблюдателя Луи не устраивала совершенно, поскольку он хотел глубже вникнуть в эту науку, и пытался творить что-то самостоятельно. Воистину, лень – двигатель прогресса, и уже в 11 лет мальчик создал свое первое необычное изобретение: гальваническая батарея позволяла включить в комнате освещение при помощи обычной веревочки, для чего не нужно было вставать с кровати. Когда человек тянул за веревку, специальные пластины опускались в кислоту, после чего начиналась выработка электроэнергии.

Из детских приключений Луи можно выделить также эпизод, когда он сбежал от родных, чтобы отправиться к локомотиву. Со своим знакомым кочегаром он в локомотиве проехал от родного города до Руана, при этом подробно на практике изучая принципы работы парового двигателя этой мощнейшей машины.

Когда Рено заканчивал школу, отец осознал, что младший сын не станет продолжать его семейное дело, и озаботился вопросом образования мальчика. Уговорить Луи отправиться на дальнейшее обучение было не сложно – достаточно было приобрести мотор от компании Panhard, и познакомить мальчика с конструктором паромобилей, что было популярно в то время, и мальчик согласился поступить в техническую школу. Однако все оказалось не так просто.

Если отец выполнил свою часть сделки, то Луи Рено выполнить свои обязательства не удалось, поскольку он не смог сдать вступительные экзамены. В результате парень, который еще не был никому известен, поступил на службу во французскую армию. Когда он вернулся из армии домой, его увлечение не просто не прошло – оно стало еще сильнее. Рено на длительное время запирался в собственном сарае, чтобы свободно изучать работу современных на тот момент моторов, и приступил к изучению механизма работы автомобиля в целом.

Когда в 1898 году ему удалось накопить достаточно большую сумму средств, Рено приобрел “самодвижущийся экипаж”, разработанный компанией De Dion-Bouton. Это приобретение сподвигло его на целую серию реконструкционных работ и усовершенствования. Основное изменение, которое в итоге стало историческим изобретением, касалось трансмиссии, имеющей кулачковый тип зацепления – такую трансмиссию до сих пор нередко используют в автомобилях, предназначенных для гонок.

De Dion-Bouton, модернизированный Рено

Далее ученый избавил автомобиль от цепного привода и шестеренок, популярных тогда, и вместо них установил более современный карданный вал. Новшеством стала и трехступенчатая коробка передач, имеющая задний ход и прямую третью передачу, что позволяет передавать мощность двигателя напрямую на колеса без особых потерь. Уже через год изобретение было запатентовано Луи Рено, и это стало толчком для дальнейшей работы в сфере автомобилестроения.

Сарай, который выделил ученому в детстве его отец, был переоборудован в небольшой полноценный завод, а со временем стал отдельным заводским комплексом. Правда, эта метаморфоза заняла много лет.

В 1898 году все друзья Луи смеялись над ученым и его изобретением, поскольку были уверены, что в этом нет ничего, чем можно было бы гордиться – автомобиль внешне мало отличался от других аналогичных моделей, и изменения не были очевидны. Однажды друзья с Рено заключили спор, что если ему удастся на своем авто преодолеть самую сложную и крутую улочку Парижа в районе Монмартр, то Луи получит от друзей немалую сумму. К слову, на тот момент спор был весьма актуален, потому что автомобили того времени не были способны подняться на крутую гору из-за слабой мощности и недостаточно высоких возможностей механизмов и двигателей.

Но автомобиль Луи отлично справился с поставленной задачей, и в результате ученый не только получил неплохую сумму, но и 12 заказов на аналогичную переделку других автомобилей. Кроме того, сама машина, которую Рено назвал Voiturette, была после этого триумфа немедленно продана, а в Париже на той самой улице по сей день проводятся ежегодные соревнования на спортивных авто.

Это событие положило начало автомобильному заводу Рено. За помощью изобретатель обратился к старшим братьям, и было организовано общее предприятие, зарегистрированное в 1899 году как автомобильная компания Renault Freres. Вся коммерческая и административная работа при этом легла на плечи братьев (Марселя и Фернана), у которых уже имелся опыт подобной работы благодаря работе на фирме их отца, а Луи полностью посвятил себя работе над автомобилями. Однако уже через 10 лет старшие братья трагически погибли, и Рено был вынужден взять на себя все обязанности по развитию компании.

Фабрика Renault Freres / Братья Рено

В начале 20 века компания ежегодно выпускала сотни новых автомобилей, несмотря на достаточно высокую стоимость машин. На тот момент фирма Renault могла предложить в своих каталогах несколько различных моделей, включая варианты представительского класса с запатентованным Рено закрытым автомобильным кузовом.

Все больше компания становилась известной как во Франции, так и в других странах мира. Все больше моделей, удивительных и уникальных, создает гениальный ученый. В этот период зарегистрированы были права на систему питания с турбонагнетателем, а также удобные быстросъемные свечи. Замена таких свечей не требовала разбирать двигатель, как в вариантах более раннего образца. Чуть позже появился также пневматический стартер и наклонная рулевая колонка, а затем раскладные сидения и багажник автомобиля. Еще позднее – гидравлические амортизаторы. Такой плодотворной работы от бывшего лентяя и двоечника не мог ожидать никто, особенно если учитывать, что в свое время он так и не поступил в техническую школу, не сдав экзамен!

В модельных рядах компании довоенного периода можно было выделить около десятка основных платформ, которые имели различные модификации кузова или комплектации двигателей. Наиболее популярными среди покупателей стали AR и CG с установленным 6-цилиндровым двигателем – они представляли собой идеальное сочетание цены, возможностей и качества. Впрочем, первым автомобилем, получившим распространение в народе благодаря небольшой стоимости, стал вариант АХ с 2-цилиндровым двигателем. В то время в компании над разработкой автомобилей трудились лучшие конструкторы, привлеченные Рено по всей стране. К 1913 году на заводах Рено было обеспечено 5200 рабочих мест. Заводы регулярно производили более 1 000 машин за месяц, постоянно расширяя каталоги.

Renault AX

Осознав, что расширение сферы деятельности компании приведет к еще большему коммерческому успеху, Рено инициировал производство и разработку двигателей для самых разных приборов и машин. В итоге экспериментов ученого родился автобус и такси с повышенной вместительностью, получившее популярность в годы Первой мировой войны. К слову, одно из этих такси выставлено в Музее военной истории, поскольку в годы войны эти машины использовались для переброски на фронтовую линию тысяч солдат Франции, что способствовало победе над германскими войсками и позволило предотвратить оккупацию Парижа немцами.

Однако всемирная слава к владельцу компании Луи Рено пришла уже после победы в Первой мировой войне, когда его заводами были выпущены 15 тысяч двигателей для французских военных самолетов. Считается, что именно эти современные двигатели сделали возможным удерживать регулярно преимущество перед немцами в воздушном пространстве. В тот же период медицинские автомобили компании Рено спасали раненых, позволяя их вывозить с поля боя. В те годы заводы Рено изготавливали все, начиная от машин и аксессуаров, и завершая снаряжением и носилками. Луи оказался с невероятной коммерческой жилкой, и отлично чувствовал, что требуется обществу и стране.

Отличной рекламой для популярной компании стал и облегченный танк FT-17, который был на вооружении армии Франции не только во время Первой, но и в годы Второй мировой войны, благодаря превосходным качествам и маневренности. Такие танки сыграли решающую роль в ходе битвы, завершившей Первую мировую войну для французов в 1918 году. После завершения войны компания Луи Рено стала наиболее популярной на территории Франции, и именно тогда основатель компании получил свое прозвище “спаситель нации” от благодарных французов.

Танк Renault FT-17

Единственное, в чем никогда не везло Луи Рено, это личная жизнь. Со своей будущей супругой Кристиной Буллер изобретатель познакомился в 1914 году, но лишь через 4 года им удалось встретиться снова. На тот момент Луи был уже 41 год. Уже через 2 месяца после этого пара поженилась, но ни один из двоих не смог прервать отношения на стороне, потому семейные годы для них были полны ревности и измен. Единственной радостью для Луи стал его сын, которому он планировал передать собственное дело.

Время после победы характеризуется периодом эйфории от большой победы, и общество ожидало новых веяний во всех сферах. Рено, ощутив это, стал придумывать диковинные, самые необыкновенные автомобили. Именно тогда появилась модель с леворульным управлением Reinastella с 8-цилиндровым двигателем, а также вариант элегантной машины Vivastella с задними колесами под колпаками. Также в этой эйфории родилась серия автомобилей с закрытыми кузовами Nervastella на 5 и 7 пассажирских мест. Роскошные авто Рено стали популярны среди представителей высших слоев общества, которые в преддверии “кровавого конца” своей эпохи предпочитали тратить средства на все, что угодно, стремясь насладиться в последний раз собственным богатством. Рено это почувствовал так же хорошо, как и ранее.

Модели Reinastella, Vivastella и Nervastella

Владелец компании был уверен, что мир вскоре потрясут невероятные изменения, и уже перед началом Второй мировой на территории Берлинского автосалона Луи провел встречу с Гитлером и Порше. Именно после этой встречи с немецким лидером Рено принял решение, что нужно готовиться к грядущей войне, и после возвращения в Париж он основал линию более дешевых автомобилей, поскольку Францию ожидали непростые годы для граждан. Тогда и появился среди прочих бюджетный вариант двухдверной Juvaquatres с четырехцилиндровым двигателем.

Renault Juvaquatre

Когда немецкие войска в начале войны оккупировали территорию страны, завод Рено не смог на сей раз помочь Франции в кровопролитных битвах, а по стране поползли слухи о том, что Луи предал свою страну, согласившись на сотрудничество с оккупационными войсками в обмен на сохранение собственных заводов. Однако на самом деле Рено официально отказался от любых предложений от нацистов, и в итоге компанию реквизировали, оставив Рено лишь зицпредседателем. При этом руководили компанией в те годы представители компании Daimler-Benz, а сам Рено уже много болел, что совершенно нормально, учитывая его возраст. После того, как в 1942 году 80% производственных корпусов завода компании были разрушены в результате бомбежек, у Луи проявились признаки афазии – нарушения речи из-за необратимых разрушений в мозгу изобретателя.

К моменту освобождения Франции в 1944 году больного старика Рено уже никто не искал, и он имел возможность отправиться в любом выбранном направлении, однако предпочел обратиться к представителям власти, чтобы обсудить дальнейшее сотрудничество. Однако его обвинили в сотрудничестве с нацистами, и вместо возврата компании законному владельцу Луи заключили в тюрьму. Неизвестно, как именно умер в итоге старик, но эта смерть была выгодна очень многим влиятельным людям, включая чиновников – их ошибки свалили на Рено, а многомиллионное состояние и имущество компании без проблем национализировали. Когда он через 2 месяца умер в тюрьме, врачи при вскрытии обнаружили отбитые почки и проломленный череп, однако правоохранители так и не провели расследование данного жестокого избиения несчастного старика в тюремных стенах.

Тюремная медсестра, которая перед смертью виделась с Луи Рено, рассказала о том, что старик просил представителей властей об одолжении: в обмен на все, кроме одного цеха завода, освободить его, оставив ему возможность заниматься любимым делом. При этом старик готов был отказаться от богатства, поскольку его интересовала только его работа, придающая ему силы и являющаяся настоящим смыслом его жизни.

Супруга Луи Кристина ежедневно навещала заключенного, и давала обещания помочь ему поскорее покинуть стены тюрьмы, но никто не успел ничего сделать. Даже адвокат не имел возможности навещать Луи, и он мог только через окошко наблюдать за ним. Держаться старику больше было не за что, и, несмотря на 19 суток борьбы за жизнь, он умер.

Бывший герой потерял популярность во Франции, и его быстро забыли. Однако после окончания войны по всей стране жители с наслаждением катались в Juvaquatres, выпущенных национализированными заводами Рено.

Родной сын Рено Жан-Луи, единственный его наследник, в 1967 получил от государства небольшую денежную компенсацию за то, что Рено был лишен собственных крупнейших заводов. Несмотря на множество различных свидетельств, репутация Луи осталась неоднозначной, и его так и не реабилитировали официально, несмотря на то, что его заводы работают по сей день. А лучшим памятником этому человеку стали миллионы автомобилей, колесящих по всему миру под его фамилией.

Автомобили Renault