Уолтер Перси Крайслер известен широкой аудитории, как успешный руководитель и основатель одноимённой компании по производству автомобилей. В своих мечтах он не предполагал становиться руководителем автомобильной империи. Как у многих, его история началась со случайных совпадений. Уолтер «заболел» машинами, просто проходя мимо автосалона в Чикаго. Его помыслы были далеки от автомобильной индустрии. Но как смышленого и одарённого юношу Крайслера пригласили поработать с автомобилями. Тем более, молодой Уолтер не задумывался, что в будущем возглавит крупную корпорацию. Но судьба распорядилась совсем по-другому. Уолтер Крайслер относился к категории энтузиастов своего дела. Любую работу он выполнял тщательно, качественно и с душой. Годы упорного и самоотверженного труда позволили ему оставить глубокий след в истории развития мировой автомобильной промышленности. А созданная им компания внесла ощутимый вклад в развитие экономики Соединенных Штатов Америки.

Крайслер появился на свет в штате Канзас в 1875 году. Его родители были прямыми потомками германских переселенцев. Это дало ему такие качества, как пунктуальность, точность и аккуратность. Отец Уолтера всю жизнь проработал в должности инженера в солидной американской железнодорожной компании. Так что практически всё детство будущего автомобильного магната прошло рядом с поездами и рельсами. В юности Уолтер проводил каждую секунду свободного времени в мастерской, где работал отец. Там он начал знакомство с техникой и механизмами. Главной его страстью в те времена были локомотивы. Эти огромные и сложные машины захватывали дух и пленили воображение мальчика. Он на зубок знал строение и функции любого агрегат и механизма локомотива. В возрасте 18 лет Крайслер разработал и собственноручно собрал свой собственный локомотив на паровом ходу. Чтобы придать проекту реалистичность, он соорудил 200 метров железнодорожных путей. Недостаток в инструментах и деталях, юноша восполнял невероятным упорством в достижение поставленной цели.

В планах мальчика после окончания школы стояла работа, связанная с поездами и железными дорогами. Его отец был настроен решительно против этого. Он мечтал, чтобы Уолтер получил высшее образование и стал первым дипломированным специалистом в их семье. Но тут проявилось невероятное упорство юноши. Несмотря на возражения отца, он устроился работать в железнодорожную компанию. Начал он свой карьерный путь не с самой престижной должности уборщика в локомотивном депо. В скором времени главный инженер предприятия заметил невероятную любовь Крайслера к технике и взял его подмастерьем. На этой должности Уолтер изучал премудрости и особенности в работе двигателей на паровой тяге.

В течение пяти лет Крайслер упорно работал. В 22 года ему удалось получить диплом механика. Именно с этого момента и начинается история покорения молодым талантом США. В этот период Уолтер периодически менял железнодорожные компании, ища своё место под солнцем. За время странствования он сменил множество должностей. В его послужном списке есть и работа машинистом, и начальником депо, и главным инженером, и руководителем местного подразделения железнодорожной компании. Как результат, ему удалось досконально изучить все подводные камни и нюансы работы железной дороги.

Walter Chrysler

В возрасте 33 лет Уолтер Крайслер становится самым молодым руководителем в вековой истории Чикагской железной дороги. Под его началом работает более десяти тысяч сотрудников компании.

После успешной службы на Чикагской железной дороге, он занимает вакантную должность управляющего подразделением крупной американской локомотивной компании ALCO. За небольшой промежуток времени Крайслер полностью переформатировал подразделение. Как результат, возглавляемая им компания из убыточной превратилась в высокодоходную. Этот этап в его жизни можно считать концом в блужданиях по Америке и кульминацией в карьере связанной с железной дорогой.

Казалось бы, в этой истории талантливого железнодорожного инженера нет места автомобилям. Какое событие смогло в корне поменять вектор направления интересов Уолтера? Официальных документов или информации об этом периоде жизни не существует. Согласно легенде Крайслер воспылал любовью к автомобилям во время посещения автосалона в 1908 году. Он находился с деловым визитом в Чикаго. Во время прогулки по городу, случайным образом оказался около автомобильного салона. В нём было выставлено множество автомобилей. Но один Уолтер выделил особо. Этот блестящий и кипельно белый Locomobile с ярко-красной обивкой салона. Автомобиль настолько поразил воображение молодого специалиста, что он решил купить его на месте. Но цена на машину оказалась сравнима с его годовой зарплатой, и с идеей пришлось расстаться. Уолтер дал себе обещание, что обязательно купит эту игрушку. Вскоре он получил место управляющего в железнодорожной компании. Его заработок увеличился в несколько раз. Он купил себе желанный автомобиль. Это событие принято считать началом новой страницы в истории молодого дарования. Уолтер Крайслер вплотную занялся автомобилями.

Locomobile 1908 года

Корпорация General Motors, основанная Уильямом Дюрантом в 1910 году, испытывала серьезные финансовые трудности и приближалась к полному банкротству. Акционеры корпорации были недовольны политикой владельца. Он занимался полулегальными операциями с авторскими свидетельствами и скупал мелкие автомобильные компании. Как итог Дюрант был уволен. Новым управляющим был назначен Джеймс Сторроу, бывший директор компании ALCO и успешный банкир. Сторроу были известны успехи младшего коллеги Крайслера в выводе предприятия из убыточного состояния. Он предложил Уолтеру поработать вместе с ним в новой компании, и тот с большим удовольствием принял приглашение.

Крайслер был назначен руководителем производства в компанию Buick. В то время её возглавлял Чарльз Нэш. Он как раз нуждался в талантливом и уверенном в себе менеджере. Крайслер переходил на должность с окладом в 2 раза ниже, чем на предыдущем месте работы. Но разве его могла остановить такая мелочь. Он был уверен, что сможет добиться не меньшего успеха, чем в железнодорожном бизнесе. Как итог с 1912 года Уолтер Перси Крайслер покидает железную дорогу и с головой погружается в тонкости автомобилестроительного бизнеса.

Крайслер начал свою деятельность с форматирования всего процесса производства. Для этого были разработаны недорогие модели автомобилей, способных конкурировать на равных с другими производителями. Этот продуманный ход вывел отрасль из глубочайшего кризиса, и дал толчок к развитию автомобильного производства.

Его стратегией стало уменьшение себестоимости производства автомобилей. Он считал, что рынок надо брать количеством проданных экземпляров. Уолтер искренне недоумевал, зачем тратит на отделку автомобиля дорогостоящий лак, если люди все равно его не увидят. Крайслер оптимизировал затраты на производство автомобилей, исключив все ненужные дополнительные траты. Взяв на вооружение опыт Генри Форда, он ввёл принцип конвейерного производства с узко профильными специалистами. Результат не заставил себя ждать. Автомобили стали стоить значительно дешевел, без явных потерь в качестве сборки и материалов. У среднего класса появилась возможность приобрести железного коня, продажи стремительно пошли вверх.

Бьюики эпохи У. Крайслера

Казалось, Крайслер совершил чудо. После оптимизации производства производительность труда увеличилась в 4 раза. Вместо 45, каждый день выпускали 200 автомобилей. В течение первых трёх лет работы Уолтера на посту управляющего производством доходы концерна General Motors увеличилась в 4 раза, и составили 28 миллионов долларов в год. Всё это стало возможно исключительно благодаря его работе в фирме Buick. К сожалению всё хорошо, это не значит навсегда. Довольный своим результатом Крайслер собирался поднять вопрос в совет директоров об увеличение своей заработной платы. Всем планам помешал переворот.

Дюрант не простил обиду за своё увольнение. Он скупил контрольный пакет акций компании и возглавил совет директоров, став президентом. Новый владелец начинает постепенную смену всего руководящего состава General Motors. В отставку уходит Чарльз Нэш, руководитель Buick. Он не просто покидает пост, а основывает новую автомобильную компанию Nash Motor. Своим партнером Нэш приглашает стать Уолтера Перси Крайслера. Тот в свою очередь пишет заявление о добровольном желании покинуть компанию General Motors. Еще один этап в жизни Крайслера подошел к концу.

В 1916 году новый президент General Motors, после получения заявления от Уолтера Крайслера, предпринял попытку сохранить успешного и талантливого управленца. Дюрант предложил ему рабочий контракт сроком на 3 года. Ежемесячная заработная плата Уолтера по контракту – 10 тысяч долларов в месяц (в пересчете на современные деньги около 165 тысяч долларов). Кроме того в конце каждого календарного года он мог рассчитывать на солидную премию. Трудовой договор прописывал систему управления компании. По нему Крайслер получал полную автономию руководства Buick. Теперь он отчитывался и подчинялся только Дюранту. Уолтер согласился. Ведь в других компаниях нельзя было, и мечтать об таких условиях контракта.

Дюрант не ошибся в выборе руководителя подразделения. Buick под руководством Крайслера продолжал оставаться флагманской компанией всей огромной корпорации и приносить немалую прибыль. Но не всё шло так гладко. Президент General Motors, несмотря на контракт, сильно опекал и постоянно вмешивался в дела Уолтера. Кроме того Дюрант возобновил старую традицию скупать ненадежные активы, постоянно подвергая компанию неоправданному риску. Это сильно раздражало руководителя Buick. Он устал заниматься каждый день решением проблем своего странного и непрофессионального патрона. Поэтом, по истечению срока договора Крайслер не подписывает следующий и уходит из корпорации.

Но судьба этого человека не так проста. Он постоянно развивался, терял позиции и набирал снова. Придя в автомобильную индустрию простым менеджером с маленьким окладом, он за 7 лет упорного труда имел состояние в 10 миллионов долларов. Крайслер становится одним из самых богатых людей в США. Кроме денег он имеет огромный багаж знаний и опыта. После ухода из General Motors Уолтер задумался о завершении карьеры, и заслуженном отдыхе. Но пенсия для такого заслуженного специалиста, это сложная задача. По истечению короткого промежутка времени к Крайслеру снова обратились за помощью.

Крупные компании Maxwell Motors и Willys-Overland терпят крах. Их банкротство может привести к разрушению банковской системы и экономики Соединенных Штатов Америки. Влиятельные люди обращаются к Крайслеру с просьбой помочь вытянуть компании из экономической ямы. Ему предложили фантастический по тем временам оклад в размере 1 миллиона долларов в год. Такая зарплата была вполне обоснованна. Уолтер за один год превратил банкрота Willys-Overland с долгом в 50 миллионов долларов, в безубыточную компанию, приносящую прибыль. Крайслер выбрал хорошо известный ему путь развития. Под его руководством был выпущен бюджетный автомобиль стоимостью 1500 долларов. Его продажи и вытянули компанию Willys-Overland из долговой ямы.

После восстановления первой компании, он передал её собственникам и приступил к реформированию Maxwell Motors. У неё тоже был солидный долг в размере 25 миллионов долларов. Как и следовало ожидать, в кратчайший срок автопроизводитель рассчитался с долгами и начал приносить прибыль. Джонатан Максвелл, видя успехи гениального управленца, предложил свою кампанию Уолтеру Крайслеру. Он получил свой собственный проект, где мог реализовать все мечты об автомобилестроении. На базе Maxwell Motors он создал Chrysler Corporation, своё величайшее творение. Мечта молодости сбылась. Крайслер мог начать выпускать свой собственный автомобиль.

В 1924 году, спустя 5 лет после основания компании на автомобильном салоне в Нью-Йорке прошла презентация Chrysler Six. Эта машина собрала в себе все задумки и мечты гениального руководителя и проектировщика Уолтера Перси Крайслера. Автомобиль получил уникальный шестицилиндровый двигатель внутреннего сгорания, разработанный самим Уолтером. Колёса железного коня были оснащены гидравлическими тормозами. Крайслер в очередной раз создал качественное и недорогое средство передвижения для широкой массы людей.

Chrysler Six

В первый год продаж флагманского автомобиля прибыль составила более 20 миллионов долларов. Chrysler Corporation открыла более 4000 диллеских центров по всей стране.

Крайслер известен не только, как успешный владелец автомобильного бизнеса. Экономическую столицу США – Нью-Йорк украшает огромный 77-этажный стеклянный небоскрёб «Chrysler Building». Его построили при непосредственном участии Уолтера и на его деньги. В этом здании установлена памятная табличка, которая напоминает каждому посетителю о великом Уолтере Крайслере. На тот момент здание стало самым высоким небоскрёбом в мире.

Здание Крайслер Билдинг в Нью-Йорке

Размах его деятельности во главе компании Chrysler Corporation не имеет аналогов в истории автомобилестроения. Уолтер запускает несколько моделей автомобилей в продажу. Кроме машин под своим именем с его конвейера сходят DeSoto и Plymouth.
В течение нескольких лет его автомобильная империя поглощает компанию Dodge. Затем корпорация Крайслера выпускает с конвейера свой миллионный автомобиль. Годовая прибыль исчисляется сотнями миллионов долларов. Уолтер выводит свою компанию в мировые лидеры по производству автомобилей. Журнал Time удостоил его почётного звания «Человек года» в 1928 году. 

Уолтер был грубым, жестким и прямолинейным в общении с подчиненными. При этом многие знали его, как очень внимательного и душевного человека. Будучи на самых высоких управленческих должностях, он мог свободно посетить любой производственный участок и пообщаться с простыми рабочими на месте. Уолтер обладал прекрасным интуитивным мышлением. В его исполнение один шаг назад не означал отступление или поражение. Тем самым он готовил контратаку на несколько ходов вперёд.

Автомобили Chrysler пользовались огромной популярностью за продуманную и простую конструкцию агрегатов. Неброский, но со вкусом выполненный внешний дизайн автомобилей, вот отличительная черта Chrysler. Ничего лишнего, все детали по делу. Это помогло компании пережить Великую американскую депрессию. А некоторые модели произведенных его корпорацией автомобилей стали предвестниками революции в мировом автомобилестроении.

В 1935 году Уолтер Крайслер передал бразды правления своей компанией более молодым соратникам. Сам отправился на заслуженный отдых и провёл остаток жизни на ранчо, недалеко от городка Сонная Лощина. Там пожилой Крайслер разводил лошадей и открыл маленький ресторанчик. На ранчо он написал свою автобиографию. Её напечатали под названием «Жизнь американского рабочего». На страницах литературного произведения простым слогом описана вся сложная, но интересная жизнь великого человека. Человека, который знал, чего хочет, всегда видел цель впереди, и шел к ней. Его можно считать идеальным кандидатом на роль американского «человека, который сделал себя сам».

В возрасте 65 лет Уолтер Перси Крайслер умер в спокойной обстановке у себя дома. Его похоронили на кладбище недалеко от ранчо, где он провёл последние годы своей жизни.

Walter Chrysler mausoleum