В маленьком австрийском городке Мафферсдорф 3 сентября 1875 года появился на свет мальчик, которому в будущем было суждено стать легендой ХХ века и обрести титул Инженера столетия. Проведенный всемирный автомобильный рейтинг включил два его создания – Porsche 911 и Фольксваген “Жук” в первую пятерку «автомобилей столетия». Будущее технического прогресса он связывал с автотранспортом. Ему прекрасно удавалось конструирование спортивных авто и не удавались танки. Этого человека звали Фердинанд Порше.

Юный Фердинанд Порше

Фердинанда Порше с детских лет увлекали различные технологии, связанные с электричеством. В 18 лет юноша поступил на работу в известную электротехническую компанию и одновременно на заочную форму обучения в Имперский технический университет. Решающим в биографии Порше стал 1897 год, когда он в конструкторском бюро Лонера сконструировал первый ступенчатый двигатель. Свой новый проект он обнародовал в 1889 году – бестрансмисионный автомобиль на электрической тяге. В машине было впервые воплощено много новаторских идей. Автомобиль отличался небольшими размерами и высокой для того времени скоростью 40 км/час. Он очень понравился Лонеру, который с удовольствием разъезжал на нем по городу. Благодаря этому проекту Порше был назначен главным конструктором компании, а в 1890 году на Всемирной выставке в Париже получил Гран-при за свое изобретение. Так его автомобиль стал первым в мире переднеприводным электромобилем и первой в мире машиной с гибридной силовой установкой. Порше обрел признание автомобилистов и всемирную известность. С тех пор он успешно разрабатывает различные транспортные средства, а в 1931 году основывает собственную компанию, производящую автомобили под маркой Порше.

Лонер Порше

Отец будущего талантливого конструктора, известный в Богемии медник-жестянщик с детских лет привлекал сына к работе с металлом, готовя его себе на смену. Увлеченный электротехникой юноша в 15 лет самостоятельно изготовил генератор и лампочку, благодаря чему дом Порше второй в городе стал освещаться электричеством. Получив инженерное образование, Порше с головой ушел в проектирование машин и автомобильных моторов. Страстью парня были гоночные автомобили. Его «австро-даймлеры» на гонках в 1910 году завоевали весь пьедестал почета. Одним из автомобилей управлял сам Порше, а его механиком был молодой хорват Иосиф Броз Тито, впоследствии ставший президентом Югославии. Хороший результат в гонке дал возможность найти спонсора в лице киномагната Александра Коловрата. Автомобиль названный его именем «Саша» стал одним из лидеров в гонках «Тарга-Флорио». Не приемля недальновидности и скупости работодателей Порше несколько лет менял места работы. После гоночных авто конструктором овладела идея создания доступной по цене «народной машины» и он упорно стал работать над конструированием мотора и других узлов и деталей такого автомобиля. Начало Первой мировой войны помешало закончить эту работу. Возникла необходимость все силы бросить на создание военной техники. После окончания войны, появились богатые спонсоры, жаждущие адреналина от быстрой езды. Вновь конструктору пришлось заняться созданием гоночных моделей, скорости которых росли ошеломительными темпами. Первой сенсацией стал заднемоторный болид 1933 года, выдавший 280 км/час. Затем в 1935-36 гг. в споре “Мерседес-Бенца” и “Ауто-Униона” на гонках Гран-при скорость его болида достигла 340 км, а в январе 1938 года на Франфурктском автобане его детище ценой жизни гонщика показало 436 км/час. За растущие в таком темпе скоростные показатели Штутгартская академия удостоила Порше научной степенью доктора. Тем временем, Порше не оставляет идею создания народного автомобиля. По личному приглашению Сталина конструктор посещает СССР, где он посещает авиационные и танковые заводы. Ему предлагают перебраться со своим конструкторским бюро в Советский Союз и выбрать для работы любой завод, особо рекомендуя Сталинградский тракторный, который планировался использовать для разработки танков. По имеющимся сведениям, ему даже предлагали пост министра автомобилестроения. Порше готов был конструировать танки одновременно с автомобилями, но, не увидев перспектив развития автотранспорта в Советском Союзе – от всех предложений отказался. Воплощению своих идей в жизнь он обязан другому диктатору.

Гитлер отличался большой страстью к автомобилям, хотя сам водить не умел. Работы Порше восторгали фюрера, и чтобы увеличить свою популярность в народе, он дал «зеленый свет» созданию народного автомобиля Volkswagen. На встречах с рабочими он выступал со словами, что германские трудящиеся не должны добираться на работу пешком и на велосипедах. В условиях национального социализма все будут уметь личный автомобиль. Когда Гитлер был избран канцлером, он поставил перед правительством задачу улучшить состояние шоссейных дорог, сделал простой процедуру получения водительских прав и снял налоги с владельцев автомобилей. Хозяевам автозаводов он поставил задачу – производить машины ценой не более 1 тысячи марок, вместимостью 4 человека, с расходом топлива до 5 литров на 100 километров и со скоростью не менее 80 км/час. В 1938 году в 50 милях от Ганновера начали строительство государственного автопредприятия “Фольксвагенверк”, где планировалось выпускать 1 миллион машин в год. Чтобы наладить массовое производство Порше отправился к изобретателю конвейера Генри Форду за консультацией и привез из Дейтрота специалистов, ранее иммигрировавших из Германии. Конструктор генерировал передовые идеи: для улучшения аэродинамических качеств он применил к машине каплеобразную форму, много раз совершенствовал узлы и подгонял детали. Первый этап строительства завода финансировался займами населения. Надеясь стать владельцами машин 300 тысяч немцев еженедельно вносили по 5 марок на спецсчета в сберкассах. За короткое время было собрано 33 опытных образца, удачно прошедшие все испытания. Одним из владельцев автомобиля которые позднее один американский журналист окрестил «жуком», стала Эва Браун, а Порше стал фаворитом Гитлера. В бюджет рейха от народа поступило $67 миллионов, но к началу Второй мировой войны было собрано всего 210 автомобилей, которые были переданы партийным боссам нацистов. Недостроенный автозавод с начала войны был перепрофилирован на создание военной техники: вездеходов, амфибий и разведывательно-десантных транспортеров, в которые трансформировались долгожданные народом «жуки».После войны пострадавшие народные инвесторы подали иск о возмещении ущерба, но им предложили вернуть только те суммы, которые они вложили в довоенное время без учета инфляции.

Первые жуки

Спектр творений гениального конструктора был потрясающе широким. Он одновременно мог заниматься конструированием мотоциклов, локомотивов, авиадвигателей и танков. Когда во время войны стал ощущаться дефицит энергоносителей, Порше изобрел способ получать электричество от ветряных мельниц. Тем не менее, в разработке военной технике конструктор терпел неудачи. Над созданием танка, получившего имя «Тигр» параллельно работали два завода Порше ир Хеншель. Оба доставили свои образцы в день рождения фюрера в Винницкий бункер «Волчье логово». «Тигр» Порше из-за своей тяжести при съезде с железнодорожной платформы увяз в грязи, и его удалось вызволить только подъемным краном. Несмотря на это в ставке фюрера его наградили «Рыцарским крестом». Осмотру машины Гитлер уделил полчаса, а танку Хенкеля всего пару минут. И все же на полигоне испытания выиграл танк фирмы «Хенкель», который и был запущен в массовое производство. Военные машины «Тигр» и легкий разведывательный танк «Леопард», так и остались единственными образцами. Сконструированное Порше одноименное самоходное орудие «Фердинанд» также постигла судьба предыдущей военной техники, словно сам господь бог не благословлял конструктора на создание орудий убийства. В 30-х годах проектированием гигантских танков занимались японцы, американцы и англичане. В СССР также работали над созданием трехсот тонной бронированной машины, которая была создана и под названием «тридцать четверка» успешно сражалась на полях Великой отечественной войны. Эта идея была воплощена немецкими конструкторами, во главе которых был Порше. В мае 1944 года собрали и обкатали 2 многотонных монстра, получившие название «мышонки», которые при наступлении Советских войск они были взорваны.

Испытания мышонка

В конце 1943 года союзная авиация уничтожила архив конструкторского бюро Порше, а в начале 1944 года остатки оборудования и документов семейству Порше удалось перевезти в австрийский город Гмюнд и разместить в помещении лесопилки. Именно здесь Фердинанд Порше и его 36-летний сын Фердинанд Антон Эрнст (Ферри) встретили окончание войны. В Германии две третьих завода по производству малолитражек было разрушено бомбежкой самолетов союзников. Так они уничтожали конкурентов в отрасли, дающей немалую прибыль. По окончании войны тщательно осмотрев руины заводских корпусов и невзрачные, по их мнению, автомобили, американцы и англичане отказались от восстановления производства, Генри Форд-младший не рискнул даже бесплатно взяться за изготовление машин. И только, когда правительство Советского Союза предложило, расширив границы на запад взять на себя восстановление завода, британцы одумались. В заводских развалинах нашли детали, из которых было собрано несколько машин, после чего посыпались заказы на изготовление еще 500 автомобилей. Успех вдохновил победителей, и они проявили невиданную скорость в захвате материальных ценностей и «интеллектуальной элиты» производства. Французы арестовали Фердинанда Порше на 2 года за активное сотрудничество с Рейхом. Хотя он и не был членом нацистской партии, но при строительстве завода по его просьбе использовали заключенных, и он проектировал военную технику. В заключении его талант в полную силу использовался техническими специалистами фирмы «Рено». Через 22 месяца тюрьмы Порше выкупил сын Фердинанд, также талантливый конструктор автомобилей. Именно Порше-младший основал фирму знаменитой фамилии и 1 сентября 1950 года выпустил первый серийный автомобиль этой марки – Porsche 365. Но это уже другая история.

Porsche-356

Спустя немного больше года после Второй мировой войны «Фольксваген» отметил выход с конвейера десятимиллионного «жука». Недорогая миниатюрная машинка была оценена американскими солдатами, расквартированными по Европе. Несмотря на то, что машина имела всего 2 двери, и приходилось пассажирам пролазить через переднее сиденье, возможность купить ее за месячную заработную плату способствовала бешеной популярности. Плюсами «жука» были квалифицированная техпомощь и долговечность в использовании в отличие от американских «фордов», рассчитанных на быстрый износ деталей и приобретение нового авто. «Жуки» просто атаковали Штаты, быстро захватили Европу, а за ней и весь мир. Производство росло ошеломительными темпами: в 1945 году – произведено 50 тысяч машин, в 1955 – 1 миллион, через 10 лет – 10 миллионов «жуков» расползлись по свету.

фольксвагены жуки

С 1972 года «Beetle» по продаже обогнал «Ford T», став самым продаваемым в мире. После модификации «жук» родился заново и завоевал любовь автомобилистов всего мира. За сорок лет было собрано 20 миллионов малолитражек, что стало абсолютным рекордом в машиностроении, который был внесен в книгу рекордов Гинесса. Автомобиль был настолько любим, что автолюбителями утверждается, будто легендарная группа “Beatles” была названа Джоном Ленноном в его честь. Известно, что незадолго до своей смерти Фердинанд Порше посетил Германию и с нескрываемой радостью смотрел, как по автобанам пробегают его «жуки». Он зримо увидел воплощение своей мечты и был счастлив . Умер гениальный автоконструктор в возрасте 75 лет в немецком городе Штутгарт.